Налог на розовое: Существует ли в Казахстане ценовая дискриминация?

Алтынай Ажибекова

журналист

Источник фото: forbes.com

Вы бы стали переплачивать за товар, зная о 30%-ой наценке, которую ставят только из-за вашего пола? Нет? Вы удивитесь, но вы уже это делаете. Женщины ежедневно сталкиваются с ценовой дискриминацией из-за такого явления, как налог на розовое. А сегодняшний материал выявил, что ситуация знакома и мужчинам.

 

ЧТО ТАКОЕ РОЗОВЫЙ НАЛОГ?

Концепция розового налога появилась с лёгкой руки маркетологов и рекламных агентов. Ещё в 1950 год маркетологи, поняв, что женщины чаще покупают гигиенические средства и уходовую косметику, стали продавать женскую продукцию дороже (несмотря на то, что состав мужских средств ничем не отличался). На значительный рост цен на хозяйственные товары повлиял и тренд того времени – образ идеальной женщины в фартуке у плиты. К тому же более дорогие товары стали восприниматься как более качественные, и женщины не жалели денег на них.

 

РОЗОВЫЙ НАЛОГ СЕЙЧАС 

Несмотря на активное продвижение принципов равенства, в современном мире все еще существует «налог на розовое». Даже крупные компании с установившейся репутацией непрочь дополнительно заработать на женщинах. Показательный случай произошёл с компанией Levi’s в 2015 году – покупатели заметили, что женские джинсы стоят на 20% дороже, чем мужские. После резонанса компания уровняла стоимость мужских и женских брюк.

Похожий кейс произошёл в 2021 году. В центре скандала оказалась американская компания Clinique, известная линейкой уходовой продукции. Пользователи твиттера заметили значительную разницу в цене идентичного по составу SPF крема, который для женщин стоил почти 32600 тг, а для мужчин – 14600 тг. Объем женского крема превышал мужской всего на 2 мг. Clinique «исправила» ситуацию, увеличив цену мужского крема в два раза.

А как быть с формированием цены на мужские и женские уходовые средства, когда отличается состав? Насколько сильно он может разниться? Эти вопросы мы задали сотруднику интернет-магазина по продаже косметики Skindelicious, который приобрел популярность в сети благодаря знаниям в составах.

 

— Нурсултан, есть ли отличия в составах мужской и женской уходовой косметики?

— Обычно по составам средства для мужчин и женщин отличаются только ароматизатором. Мужские средства содержит более ярко выраженные ароматы вроде пихты, перечной мяты или хвои. Иногда в средства добавляют успокаивающие компоненты: центеллу, пептиды для коррекции чувствительности, мочевину, чтобы успокоить кожу после бритья, так как бритье — это ещё и своего рода пилинг, что является стрессом для кожи.

 

Что будет, если женщины начнут пользоваться уходовой косметикой, предназначенной для мужчин?

Ничего не будет, так как состав у них идентичный, если не считать ароматизаторы.

 

РОЗОВЫЙ НАЛОГ В КАЗАХСТАНЕ 

Редакция KAZGUU Newsroom решила выяснить, действует ли налог на розовое в Казахстане. Корреспондент отправился в столичный салон красоты в роли старшей сестры двух подростков – мальчика и девочки 11 лет с одинаковой длиной и густотой волос (на фото). Любопытно, что мужская стрижка обошлась в 3000 тенге, женская – в 4000 тенге. На вопрос: «почему цены разные?», корреспондент получил лаконичный ответ: «женская стрижка всегда дороже».

 

Стрижку для девочки оценили в 4000 тенге, для мальчика – в 3000 тенге.

 

 

Товары в супермаркетах, судя по всему, тоже облагаются «розовым налогом». Сравните цены из категории «средства для душа» для мужчин и женщин идентичного бренда.

В сети магазинов Magnum 1 упаковка бритвенных станков для женщин стоит 1732 тенге, а для мужчин — 1641 тенге. При том, что в женском наборе 4 бритвы, а в мужском немного больше – 5.

Для справедливости отметим, что в Казахстане «розовый налог» действует и в обратную сторону. Например, маникюр обходится женщинам дешевле, чем мужчинам. Сотрудники одного из столичных нейл-салонов объясняют разницу в цене тем, что у большинства мужчин услуга маникюра не пользуется спросом. Кроме того, у мужчин площадь обработки ногтей, якобы, больше, чем у женщин.

«Ничего личного, просто бизнес» – давно знакомый принцип предпринимателей, желающих заработать деньги на праздниках, социальных трендах и экономических волнениях. Однако, не является ли «налог на розовое» тщательно замаскированной переплатой за собственные гендерные стереотипы? Так, может, казахстанским покупателям стоит если не пересмотреть восприятие, то хотя бы начать обращать внимание на разницу в ценах на товары, предназначенные для мужчин и женщин? Глядишь, и сумеем ограничиться бесцветными налогами, которые в Казахстане стабильно демонстрируют рост.