«Instagram фильтры могут вызывать химическую зависимость» – эксперт

Жанель Муканова

журналист

Фото: woman-cosmetolog.com

Признайтесь, можете ли вы прямо сейчас выложить в ленту селфи без малейшей коррекции фотографии? Большинство ответят «нет», и этому есть объяснение.

Фотограф с 28-летним стажем Ким Эйрс в 2016 году провел любопытный эксперимент, который отвечает на вопрос, почему 90% людей остаются недовольны своими автопортретами. Можно было бы предположить, что дело в слабых навыках фотографа, но это не так. В рамках эксперимента  фотограф сделал зеркально отраженные и обычные фотографии людей. И большинство   выбирали первый вариант своих фото. После этого  Ким Эйрс  сделал вывод о том, что люди привыкли к инверсированной версии себя, а привычка, как мы знаем, порождает симпатию. 

С того времени технологии заметно улучшились, а люди к ним приспособились. Речь идет о фильтрах и масках в социальных сетях, которые делают нос аккуратнее, глаза больше, а кожу чище. Cоцсети стали местом скопления резких и даже жестоких комментариев о внешности, которые оставляют лица, скрывающиеся за анонимными никами. И теперь каждому, кто зависит от чужого мнения, приходится надевать на лицо «маску».

Сейчас не обязательно осваивать основы фотошопа. Буквально в два клика можно улучшить внешность и сохранить качество картинки благодаря новым приложениям: FaceApp, Persona и другие. Люди  настолько привыкли ими  пользоваться, что такие  эффекты даже добавили в ТикТок (социальная сеть раньше славилась именно отсутствием масок, меняющих внешность). Некоторые люди вовсе не могут воспринимать себя без фильтров. Что это – просто привычка или зависимость, которая может подтолкнуть лечь под нож? С этими вопросами мы обратились к популярному в соцсетях врачу-косметологу с многолетним стажем  Асель Баяндаровой. 

– Почему люди идут к вам за изменением внешности?

– У нас у всех есть интуитивная потребность быть красивыми, это  происходит на уровне инстинктов. Желание быть привлекательными лежит  в основе глубоких инстинктов: половое поведение, инстинкт размножения.

Фото: https://ru.depositphotos.com/

– Как вы думаете, увеличилось ли количество людей, желающих подправить свою внешность, из-за фотошопа, инстаграм-фильтров? 

– Конечно, эти технологии, с помощью которых можно создать  улучшенную версию себя; они усиливают желание становиться более привлекательными. 

 

– Было бы лучше, если бы этих фильтров вообще не было?

– Мы только-только адаптируемся к новым технологиям, и как врач я могу сказать, что когда мы контактируем с социумом, мы ловим свое отражение. Это помогает нам формировать контуры нашей личности. Мы воспринимаем  проявление эмоций в виде симпатии, антипатии. И такое же «отражение»  мы хотим видеть, когда  смотрим на себя в зеркало. Уже есть данные, что когда человек смотрит на себя в зеркало, он ловит дофамин. И когда мы видим   улучшенную версию себя, также происходит выработка  гормонов. 

 

А выработка гормонов в таком случае — это вредно?

– Улучшенное отражение может приводить к натуральной химической зависимости, то есть цепь этой зависимости формируется ровно так  же, как при любых других зависимостях.

Разница между обработанными  и реальными фотографиями  не просто нас огорчает,  происходит провал дофамина как  при депрессии. И естественно, самая быстрая защитная реакция — смотреть на себя через фильтры. Но эта дорога опасна, потому что может заканчиваться полным отрывом от реальности, вплоть до больших психологических проблем. 

Неужели фильтры не приносят никакой пользы?

– Как и любая технология, фильтры могут принести  как  пользу, так и вред. Положительный момент в том, что более-менее спокойные фильтры могут показать нам улучшенную версию себя, к которой нам, возможно, стоит стремиться за счет улучшения образа жизни, состояния кожи. Но это требует осознанного подхода. Большинство  людей понимает, что на их фото  наложен  фильтр, но все равно некоторые начинают верить, что это реальное изображение. Это и есть дорога к зависимости. 

 

– Вы, наверное, помните, какой резонанс вызвало удаление  в Инстаграме масок, связанных с пластической хирургией, в 2019 году? Как вы считаете, это помогло? 

– Большинству  да. Основная проблема современного человека, по мнению  специалистов, это инфантилизм — человеку сложно отделить иллюзию от реальности. Он ищет легкие пути, и на неокрепшую психику такие агрессивные маски могут повлиять негативно . 

 

Вы затронули тему  неокрепшей психики, а как часто к вам приходят подростки?

– Не часто. У подростков нет денег, и поэтому они, к счастью, зависят в своих решениях от родителей. 

 

Вы против того, чтобы девушки 16–17 лет меняли внешность, например, увеличивали  губы?

– Не скажу, что я против. В некоторых ситуациях, при явных дефектах, мы эстетически можем помочь девушке приобрести уверенность и облегчить  социальную адаптацию. Здесь вопрос нужно решать не с подростком, у которого еще не окрепла психика, а с родителем. 

Фото: onedio.com

– С каким запросом чаще всего  к вам приходили эти подростки?

– Как правило, у них были претензии либо к своим глазам, либо к губам. Также приходили  просто за консультацией, чтобы узнать, что можно улучшить в своей внешности, так как чаще всего подросток себе не нравится. 

 

– В этой ситуации вы сразу приступаете к работе или предварительно просите проконсультироваться с психологом?

– Это зависит от запроса. Есть ряд проблем, требующих оперативного вмешательства. Если говорить о  моей практике, то я смотрю, чтобы это вмешательство было обоснованным, чтобы последствия этого вмешательства давали положительный результат.

 

– Вы контактируете со своими клиентами после операций? Менялась ли кардинально их жизнь?

– Это такой  же случай, как и изменится ли жизнь человека, если он получит наследство.  Разные люди, разные истории. Насколько человек  сможет воспользоваться результатами , зависит от него самого. Бывало, что кто-то выходил замуж, у кого-то кардинально менялась жизнь, а у кого-то ничего не менялось.

 

Как вы считаете, рост интереса к пластической хирургии – это плохо? 

– Есть понятие “эстетическая стоматология”. То, какая была стоматология в советское время и какая она сейчас — большая разница. И это  объясняет, почему 40-летние люди того времени выглядят старше, чем нынешние 40-летние. Все это благодаря достижениям, которые позволяют затормозить возрастные изменения. Те же самые инструменты и у эстетической медицины, куда входит и пластическая хирургия: она может превратить человека во фрика, а  можно грамотно ей воспользоваться. 

 

– В вашей практике бывают случаи, когда  люди показывают свои отфотошопленные фотографи и просят сделать точно так же? 

Да, и довольно часто.