Экологические беженцы: бегство из дома

Фото: Оля Кото, Street art: Паша Кас, Темиртау, 2016 год

Даяна Загипарова

ООН в своих «итогах года» опубликовала большой аналитический материал, в котором назвала 2023 год – годом температурных рекордов и природных катастроф. Он стал самым теплым за всю историю наблюдений, а вероятность, что людям придется навсегда покинуть свой дом из-за экологических бедствий с каждым днем становится все выше. Об этом говорят не только специалисты, но и исследования.

 

КТО ТАКИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕЖЕНЦЫ»?

Термин «экологические беженцы» появился в конце 20 века, тогда ученый-эколог Норман Майерс обозначил экологических беженцев как лиц, которые не могут находиться в безопасности в своем привычном месте жительства в связи с экологическими проблемами. Это может быть засуха, опустынивание, нехватка воды, изменение климата, а также природные бедствия или их угроза. По-другому экологических беженцев называют еще «экологическими мигрантами» и покидать свои дома они вынуждены как временно, так и навсегда.

 

ТРЕВОЖНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАЗАХСТАНА

В Казахстане есть свои тревожные индикаторы. В Алматы – это горы. Недавние землетрясения, например, уже заставили задуматься жителей о переезде в другой, более сейсмически устойчивый город, а цены на частные дома и земельные участки повысились. В горах Алматы также находятся ледники, а ледники (по данным института географии РК) обеспечивают жизнь земледелию во всей ЦА. Ученые беспокоятся: подавляющая часть ледников может исчезнуть уже к концу этого столетия. Ледники – это природный накопитель воды, они аккумулируют воду, и если не станет ледников, то мы можем больше не услышать шум рек в горах, а от них зависит наличие питьевой воды и местное хозяйство.

Фото: Адиль Нурмаков

ОПАСНО ДЫШАТЬ?

Не только горы и ледники пугают Казахстанцев. Одной из самых важных для жизни людей потребностью является чистый воздух. Города Казахстана, к сожалению, похвастаться чистотой воздуха не могут, об этом нам сообщает ежегодный мониторинг «Казгридромета».

Каждый год национальная гидрометеорологическая служба выпускает информационные бюллетени, из которых мы можем узнать, как обстоят дела с окружающей средой в Казахстане. Наблюдение за состоянием воздуха проводились в 69 населенных пунктах, оно оценивалось по уровням загрязнения: от «самого низкого» до «очень высокого». К последнему отнесли пять городов: Караганда, Алматы, Астана, Сатпаев и Абай.

К «высокому уровню» отнесли 9 городов: Темиртау, Жезказган, Павлодар, Семей, Петропавловск, Аксай, Рудный, Лисаковск, Туркестан, а также два поселка: Шубарши и Кенкияк. Остальные 53 населенных пункта оказались в степени «повышенного» и «низкого уровня» загрязнения. Грязный воздух можно считать самой «тихой» проблемой, но если и дальше ее игнорировать, то возможно дышать станет настолько опасно для здоровья, что жителям этих регионов придется переехать в другие города.

Перфоманс в защиту Малого Талдыколя, 2021. Фото: Анастасия Живая

ЖИЗНЬ БЕЗ ВОДЫ

Еще один повод для беспокойства не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии – нехватка водных ресурсов. Не только их дефицит, но и низкое качество, нерациональное использование и неравномерное распределение.

Об этом детальнее написано в книге «Завтра было поздно: экологические риски Казахстана». Эта коллективная монография была издана в 2021 году и реализована при помощи политолога Досыма Сатпаева. В книге несколько глав, и одна из них посвящена водной проблеме Казахстана, а именно ее последствиям: социальным, политическим и экономическим. К примеру: Казахстан использует в три раза больше воды на производство любой продукции, чем в России и США, и в 6,5 раз больше, чем Австралия. Это говорит о низкой эффективности использования воды в нашей стране.

Кроме того, озера, реки и водоемы страдают от загрязнений. Например, в Актау совсем недавно оштрафовали отель Rixos. В озере Караколь было выявлено слишком большое количество загрязняющих веществ, которые сбрасывались отелем. Позже руководство Rixos сообщило, что демонтировали сливную трубу. Только отель отделался штрафом в размере 2 миллионов тенге, а мы потеряли больше тысячи лебедей. Озеро Караколь – целая экосистема, экоактивисты давно просят придать этой местности статус природного парка, чтобы усилить экологический контроль.

Без воды нас ждут большие проблемы: сельское хозяйство сильно пострадает, а любой производственный процесс требует водного обеспечения. По данным из монографии, на производство обычных джинс, тратят 10.800 литров воды, а на 1 килограмм говядины, которую мы едим, приходится 15.000 литров. Без воды пострадает и социальная стабильность: кончится вода в одном регионе, люди вынуждены будут переселяться, а есть ли место для них в других городах?

А как насчет паводков? Эта природная опасность каждый год настигает центральную, восточную, северную и южную части Казахстана. 1 февраля «Казгидромет» опубликовал предварительный прогноз по паводкам, в котором обозначены объемы влагонакопления и снегозапасов. Под угрозой оказались восточная, юго-восточная, и южная области.

Паводки влекут за собой массу проблем: люди остаются без благ цивилизации, смываются целые табуны лошадей, а главное погибают местные жители. «Большая вода» отнимает у детей возможность посещать школы, а скорая помощь просто не может приехать на вызов к экстренным пациентам.

Фото и арт-объект: Сауле Сулейменова. «Небо над Астаной»

«ЭКОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ДОМЕ»

Для того чтобы правильно решать проблемы, нужно правильно их понимать. В науке проблемы не решаются без качественных исследований, и экологию это касается в первую очередь. По словам казахстанского эколога Вадима Япиева, денег для исследований выделяют недостаточно:

«Немного есть денег, но маловато. Выделяют деньги на непонятные «экологические исследования». По загрязнению воздуха в городах хорошие работы, а так в общем маловато по воде и климату. В основном иностранцы делают работы нормальные, но они далеки, зачастую, от понимания местных реалии и условий».

Также по словам эколога, для нас актуальны проблемы водных ресурсов и засухи:

«Проблемой загрязнения воздуха занимаются интенсивно. Для нас актуальны вода и засуха, волны жары и связанные с ними риски для сельского хозяйства, продовольствия и вообще любой деятельности. Экология – это наука о доме. Концептуально, для меня это способ понять, как все связано со всем, а значит о том, как устроена (работает) природа.»

 

БЕГСТВО ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Центр мониторинга внутренних перемещений (IDMC) опубликовал ежегодный глобальный доклад. По их данным в 2022 году 32,6 миллиона человек были вынуждены покинуть свой дом и бежать от стихийных бедствий. Это рекордный показатель за всю историю подобных расчетов.

В докладе упомянули и Казахстан, а именно наводнения в апреле 2022 года, которые спровоцировали эвакуацию 1600 человек в западной части страны, а также в Карагандинской и Павлодарской областях.

Казахстан не остался без внимания и в докладе 2020 года. По подсчетам IDMC тогда было зафиксировано около 32 тысяч человек, кому пришлось экстренно покинуть свой дом. Это произошло впоследствии наводнения в Туркестанской области. Тогда из-за сильных дождей прорвало дамбу Сардобинского водохранилища в Узбекистане, вода добралась до Мактааральского района Туркестанской области. В тот день была объявлена чрезвычайная ситуация.

Точно сказать, как скоро нам предстоит бежать от множества экологических проблем никто не может. Прогнозы в этом вопросе – дело неблагодарное. Но, ученые призывают людей во всем мире уделять больше времени экообразованию. Изучать, исследовать, разбираться и понимать, искать решения и главное ценить.