«По образованию я экономист»: Сколько зарабатывают казахстанские диджеи?

Алина Елгелдина

журналист

Фото из инстаграм-страницы @alikhan_ikhlas

В какой момент музыка перестает быть просто хобби и переходит в основной вид заработка? Почему экономисты и юристы по образованию идут работать в креативную индустрию? Говорит ли это о том, что в современном мире творческие профессии стали востребованнее, чем социально-гуманитарные и финансово-экономические? Об этом и не только читайте в интервью с двумя молодыми и перспективными диджеями столицы – Dj Din и Dj Alikhan Ikhlas.

 

Динар открыл для себя диджеинг 3 года назад. Был владельцем столичного бара Trinity bar. Основные направления:  хип-хоп.

Алихан занимается диджеингом более 5 лет. Занимает пост арт-директора в баре In:pace. Основные направления: disco, funk, soul, house, amapiano, afrobeat, baile funk, Drum & Bass, Jungle, Jersey Club и UK Garage.

 

– Алихан, как ты пришел в мир диджеинга, будучи по образованию экономистом? 

– Да, по образованию я экономист, а точнее бакалавр по специальности «международный менеджмент». Учился в Университете информационных технологий и менеджмента в городе Жешув (Польша). В 2017–2018 годах я работал волонтером на площадке EXPO,  затем пришел в сферу ивентов и так проработал полгода. Занимался ивентами, встречал и сопровождал артистов, курировал площадку, контролировал готовность  по звуку, свету, тогда же к нам стало приезжать много диджеев. Я наблюдал за выступлениями Дэвида Гетта, Стива Аоки, также были и локальные диджеи, это меня и привлекло. Изначально в моих планах было заниматься диджеингом как хобби, но потом я улетел в Польшу, купил первый контроллер и начал самостоятельно изучать диджеинг. Мой первый сет состоялся в Варшаве. Я не ожидал, что мое увлечение станет для меня работой, от которой я получаю удовольствие. Меня  привлекла энергия, которую диджей отдает людям, а потом получает ее обратно, то есть происходит  энергообмен через музыку. 

– Дин, а как было у тебя? 

– В 15 лет я окончил музыкальную школу, поэтому можно сказать, что музыка со мной с самого детства. Она всегда привлекала меня, я любил смотреть музыкальные и танцевальные фильмы, вроде «Шага вперед».

Фото из инстаграм-страницы @dinmadiev

– Алихан, а как твои родители относятся к твоей деятельности? 

– У меня только мама. Она никогда не была против этого, тем более она видит, что это мой основной заработок и основной вид деятельности.

– Дин, позволял ли ты другим людям влиять на твое творчество?

– Нет, никогда. Я всегда делал то, что я хочу. Единственное, я прислушивался к советам людей, которые знают больше меня в этой сфере.

– Ребята, есть мнение, что творческим людям сложно себя прокормить. Это миф или правда?

– Я зарабатываю достаточно, диджеинг – такая сфера деятельности, где ты не ограничиваешь себя в заработке. Тут скорее важно, как ты распределяешь свое время: если работать не только как диджей, но и составлять плейлисты для заведений, обучать диджеингу, то можно очень хорошо заработать. 

– Сколько ты зарабатываешь за одно выступление?

– Диджеинг как сфера деятельности относится больше к фрилансу, мы не трудоустроены  официально, оплата нашей работы всегда варьируется. У меня есть определенный прайс для заведений, баров, ресторанов и отдельная цена для ивентов, корпоративов, свадеб и фестивалей. В барах и клубах мое выступление  стоит  20–25 тысяч в час, на ивентах – от 150 тысяч и выше.

– А ты, Дин?

– Большинство артистов-диджеев не получают стабильный доход, особенно в самом начале своего пути. Прошло три года, как я работаю диджеем, и даже сейчас случается такое, что у меня мало сетов, а иногда их вовсе нет.

– Сколько ты получаешь за один сет?

– В среднем от 10 до 20 тысяч тенге за час, это зависит от дня недели, заведения, мероприятия.

– Алихан, можешь назвать самую низкую и самую высокую оплату за свое выступление?

– Самая высокая оплата, которую я получал за свою работу, была  450–500 тысяч, а самая низкая —  бесплатные сеты, но это было, когда я только начинал играть.

– Дин, появлялись ли у тебя мысли, что диджеинг не приносит тебе стабильности и легче было бы его бросить?

– Да, доходило даже до полного эмоционального выгорания. В самом начале, когда у меня было мало сетов, я задумывался о том, а надо ли мне это, ведь стабильности не было от слова «совсем». С опытом я преодолел это и сейчас я сталкиваюсь с неким выгоранием только тогда, когда устаю от своих песен.

– Какой был твой самый большой доход от диджейства за месяц?

– Около миллиона тенге.

– Ребят, как считаете, диджеям в целом достойно платят? 

Дин: В нашем городе  стоимость работы диджея достаточно занижена, кроме того, диджеев воспринимают как обслуживающий персонал, но это совсем не так. Диджей – это, в первую очередь, артист, не каждый человек сможет подобрать музыку, танцевать, общаться с людьми и создавать классную атмосферу.

– Алихан, как ты относишься к критике? Например, в проекте «Ночной Акимат» тебя обвинили в отсутствии вкуса. 

– В целом критика всегда имеет место быть, каждый может высказываться, и всегда нужно ожидать, что ты не всем угодишь, не только как диджей, но и как человек. Касательно «Ночного Акимата», Асета я давно знаю, он сам диджей в прошлом, когда я еще просто тусил, он уже тогда играл. Я бы сказал, что он сейчас высказывается насчет попсы, но в тот момент сам ее играл. Просто нужно понимать, что такие проекты как «Ночной Акимат» больше ориентированы на хайп, они этого и не скрывают. Сейчас им нужно набрать подписчиков, и они это делают через медиа, где  быстрее реагируют именно на негатив. Я стараюсь никак на эти высказывания не реагировать.

– Если бы у твоего друга или брата  был выбор – получить серьезную  профессию  или пойти в диджеинг – что бы ты ему посоветовал?

– Я бы посоветовал ему выбрать то, от чего он будет получать удовольствие. Я не занимаюсь диджеингом от того, что мне нечем заняться – я этим живу, это моя страсть. Я бы хотел, чтобы он нашел  ту работу, которую будет любить, тогда он будет успешным.