Еркеболат Шаяхметов
журналист
С каждым годом казахстанское кино развивается все больше и больше. Вокруг молодых кинематографистов строится новая культура и индустрия. Частные кинокомпании стараются снимать коммерческие фильмы с маленькими бюджетами. Но коммерция состоит здесь в том, что комедия — это единственный жанр, который способен привести зрителя в кинотеатр.
Режиссер Ришат Амиянов поделился своим мнением касательно производства комедий в Казахстане. Он считает, что проблема не только в аудитории, но и в самой киноиндустрии:
«Существует мнение, что то, насколько люди удовлетворены своей жизнью и насколько они счастливы, влияет на выбор фильмов, которые они смотрят. То есть в странах, где люди несчастливы, как правило, статистически больше смотрят комедии. Потому что у них есть недостаток в этом. В странах, в которых уровень жизни выше, у людей другой запрос. Для них нужно раскрывать уже более высококультурные темы. Возможно, они хотят смотреть драмы, трагедии, потому что им нужны новые эмоции. Поэтому многие деятели в Казахстане утверждают, что комедии необходимы нашей аудитории. Но по моему мнению, дело не в запросе аудитории, а в самих производителях этих фильмов. Из-за того, что сами производители не хотят заморачиваться, им коммерчески выгодно это делать».
Азамат Жанабеков — опытный оператор, который дебютировал в кино в 2021 году. За это время он успел снять такие фильмы, как «Паралимпиец», «Тұл», «Ауылбайский участковый». Он рассказал, как жанр комедии сказывается на репутации киноиндустрии Казахстана.
«В процентном соотношении у нас преобладает комедийный жанр. Не скажу, что это плохо, но и не скажу, что этим нам можно гордиться. Конечно, хочется большего выбора жанров от отечественного производителя кино. Хочется больше фильмов, где есть некий посыл, мотивация для людей, что-то полезное для мировоззрения нашего народа. Но пока хи-хи да ха-ха на широких экранах значительно больше. Однако ведь и люди наши ходят на эти фильмы, то есть что требует рынок, то и производится.
Понимаю некоторых людей, которые каждый день с девяти до семи на работе, они устают и в свободное время хотят отдохнуть. Зачем задумываться, переживать за героев, распутывать закрученный сюжет – лучше сходить на комедию с семьей или с девушкой и спокойно отдохнуть.
А там снимаются любимцы-блогеры из TikTok и Инстаграма, популярные актеры. Я сам снимал авторское кино и коммерческое. У каждого жанра есть свой зритель. Надо чаще снимать фильмы в разных жанрах, подавать это с умом и красиво, тогда и народ подтянется. Комедии снимать дешевле по бюджету, если не суперзвездный состав актеров, у которых гонорары выше крыши. В целом мы идем маленькими шажками к трансформации нашего кинематографа в лучшую сторону».