«Дешевле по бюджету»: Почему в Казахстане так много комедий?

Еркеболат Шаяхметов

журналист

С каждым годом казахстанское кино развивается все больше и больше. Вокруг молодых кинематографистов строится новая культура и индустрия. Частные кинокомпании стараются снимать коммерческие фильмы с  маленькими бюджетами. Но коммерция состоит здесь в том, что комедия — это  единственный жанр, который способен привести зрителя в кинотеатр. 

Режиссер Ришат Амиянов поделился своим мнением касательно производства комедий в Казахстане. Он считает, что проблема не только в аудитории, но и в самой киноиндустрии:  

 «Существует мнение, что то, насколько люди удовлетворены своей жизнью и насколько они счастливы, влияет на выбор  фильмов, которые они смотрят. То есть в странах, где люди несчастливы, как правило, статистически больше смотрят комедии. Потому что у них есть недостаток в этом. В  странах, в которых уровень жизни выше, у людей  другой запрос. Для них  нужно раскрывать уже более высококультурные темы. Возможно, они хотят смотреть драмы, трагедии, потому что им нужны новые эмоции. Поэтому многие деятели в Казахстане утверждают, что комедии  необходимы нашей аудитории. Но по моему мнению, дело не в запросе аудитории, а в самих производителях этих фильмов. Из-за того, что сами производители не хотят заморачиваться, им коммерчески выгодно это делать». 

Азамат Жанабеков — опытный оператор, который дебютировал в кино в 2021 году. За это время он успел снять такие фильмы, как «Паралимпиец», «Тұл», «Ауылбайский участковый». Он рассказал, как жанр комедии сказывается на репутации киноиндустрии Казахстана.

«В процентном соотношении у нас преобладает комедийный жанр. Не скажу, что это плохо, но  и не скажу, что этим нам можно гордиться. Конечно, хочется большего выбора  жанров  от отечественного производителя кино. Хочется больше фильмов, где есть некий посыл, мотивация для людей,  что-то полезное для  мировоззрения нашего народа. Но пока  хи-хи да ха-ха на широких экранах значительно больше. Однако ведь и люди наши ходят на эти фильмы, то есть что требует рынок, то и производится.

Понимаю некоторых людей, которые каждый день с девяти до семи на работе, они  устают и  в свободное время хотят отдохнуть. Зачем задумываться, переживать за героев, распутывать  закрученный  сюжет – лучше сходить на комедию с семьей или с девушкой и спокойно отдохнуть.

А там снимаются любимцы-блогеры из TikTok  и Инстаграма, популярные актеры. Я сам снимал авторское кино и коммерческое. У каждого  жанра есть свой зритель. Надо чаще снимать фильмы в разных жанрах, подавать это с умом и красиво, тогда и народ подтянется. Комедии снимать дешевле по бюджету, если не суперзвездный состав актеров, у которых гонорары выше крыши. В  целом мы  идем маленькими шажками к трансформации нашего кинематографа в лучшую сторону».