За границей моды: как девушка из ЦА стала модным контент-редактором в Италии

Жанель Муканова 

журналист

Работа в сфере моды в Италии для кого-то звучит как мечта, а для Флоры Байболовой мечта стала явью. Модный контент-редактор почти столетнего люксового бутика Luisaviaroma, креативный специалист Bottega Di Sguardi,  арт директор ресторанов и блогер с  22 тысячами подписчиков в инстаграм поделилась историей успеха с читателями KAZGUU Newsroom.  

Флора окончила старшую школу в Венгрии с американским дипломом. После переехала в Швейцарию и получила образование в сфере гостиничного бизнеса. Также у неё есть диплом о высшем образовании по управлению брендами и люксовыми услугами, она является бакалавром бизнеса и администрации. Флора Байболова проходила стажировки и в Казахстане, и в Великобритании, но, в конце концов, помогая родителям в семейном бизнесе по пошиву одежды, поняла, что её тянет к моде. Для углубленного изучения отрасли Флора приехала в Италию. 

— Столкнулись ли вы с трудностями при трудоустройстве? 

—  Учась в Швейцарии я поняла, что остаться в Европе без знания языка очень сложно. Одного образования недостаточно. В Европе есть правило: перед тем, как нанять иностранца, им нужно доказать, что они не нашли человека с такими же квалификациями среди европейцев. Ты должен быть или же каким-то вундеркиндом, или у тебя должно быть что-то, чего нет у местных. Это могут быть знания языков или навыки. Поэтому я понимала, что минимум, который я должна сделать – это выучить один европейский язык. И так как я решила работать в моде, этим языком стал итальянский. После я выиграла стипендию в институт Полимода и получила там степень мастера. 

В Европе есть правило: перед тем, как нанять иностранца, им нужно доказать, что они не нашли человека с такими же квалификациями среди европейцев.

— А как вам удалось выиграть стипендию? 

—  Я прошла  2 фазы: первое – написание эссе, затем – интервью. Влияло, конечно, мое прошлое, но больше их интересовали мои амбиции, глубокие знания в сфере моды… меня спрашивали о моем любимом дизайнере, коллекции, моих взглядах на будущую индустрию моды. То есть, наверное, они смотрят на потенциал. 

 

Значит, вы с детства чувствовали свой потенциал в моде? 

—  На самом деле я вообще не интересовалась модой, только гостиничным бизнесом, а потом, когда я приехала в Бишкек и начала работать в нашем ателье, я поняла, что мне это нравится. Но подхожу я к этому все-таки больше аналитически. И когда я решила, что хочу работать в моде, я начала о ней все узнавать. Мне кажется – это самое главное, когда ты хочешь чем-то заниматься, ты должен не в одной плоскости изучать тему, а со всех сторон. То есть погружаться в неё. Лучше вообще замьютить (абстрагироваться) от всех, кто тебе не нужен в соц. сетях и фолловить страницы только важных дизайнеров, журналистов. Я и соц.сети их смотрела, и слушала подкасты, и читала книги. Буквально за один год я в это очень погрузилась. 

Самое главное, когда ты хочешь чем-то заниматься, ты должен погружаться в тему.

— То есть вы после окончания университета начали работу в модном мире?

—  Да, после окончания университета я устроилась контент-редактором в Luisaviaroma. Им нужен был пишущий носитель языка, знающий итальянский и дополнительные языки. Теперь я пишу им для журнала, социальных сетей, и полностью для сайта.

— Но работу вы нашли сами, без помощи университета, верно?

—  Да, все верно.

 

— Многие уже знакомы с профессиями «контентщик», «редактор», а кто такой модный контент-редактор? 

—  Модный контент-редактор – это человек, который выбирает одежду для сайта. Я редактор, который отвечает за подачу брендов в нашем бутике. То есть, когда коллекции приходят, мы подбираем правильные слова, мэссэдж (послание), который мы хотим транслировать. Мы работаем напрямую с брендами, и например, у Balenciaga очень строгие правила по тому, как именно их нужно описывать, чтобы было правильное восприятие. Они отправляют нам десять страниц, какие слова можно использовать, а какие нельзя. После, мы, учитывая это, используем определённые слова для того, чтобы описать Luisaviaroma, и складываем картинку. Будь то соц. сети или мэйл рассылки. Это очень много анализа, работает целая команда аналитиков, отбирающая слова: на какие люди лучше реагируют, где больше лайков на постах… Здесь 50% креатив, 50% наука.

 

— То есть одной только любови к моде мало, чтобы прийти в эту сферу? Нужно образование и аналитический ум?

Мне кажется,  на  мою должность вполне может подойти человек, у которого есть любовь к моде и умение быстро реагировать, быстрая обучаемость. Что касается глубоких исторических знаний, сейчас и в интернете можно всю информацию найти. Если у тебя есть талант к письму, ты быстро схватываешь все на лету и понимаешь, что сейчас в мире происходит – вот что действительно важно. В конце концов, я не журналист, пишущий об истории Dolce Gabbana, начиная с 1980 года, мы пишем о том, что происходит сегодня. 

Ты быстро схватываешь все на лету, и понимаешь, что сейчас в мире происходит – вот что действительно важно. 

— Вы сами  строите концепцию бренда или отталкиваетесь от уже созданной?

—  Luisaviaroma – одна из самых больших компаний, поэтому, когда ты приходишь работать в такую машину, там уже все работает как часы. До меня был контент-редактор, до него был редактор. Все систематизировано, тебе дают то, что ты должен писать, ты, конечно, должен добавлять креатива, но гайдлайны (набор правил) уже существуют. 

 

— Нужно ли вам в таком случае вдохновение для вашей работы или это просто старательность и упорный труд? 

—  Зависит от работы, если мы, допустим, пишем для бренда Balenciaga, там все очень технично. Но в любом случае, креатив нужен, ты все-таки журналист и должен привлекать читателя. И также у нас есть другие статьи о наших модных съемках, и там все более креативно: какое красивое море, как оно подходит под цвет юбки и так далее.  

— Как в потоке информации, пестрящим идеями, вы находите что-то своё? 

—  Мой секрет в том, что прежде, чем о чем-то написать, я очень много читаю. Когда ты что-то прочитал, какое-то вдохновение ты получаешь. Если мне дают задание до следующей недели, я начну заниматься этим уже на этой. Провести ресерч (поиск), дать информации промариноваться, и только после начинать писать. Происходит симбиоз, есть и мои мысли, и чьи-то.

 

— Слушая вас, я понимаю, что вы горите своим делом. Как вам удается успевать все: быть и модным редактором, и арт директором ресторана, и креативным специалистом бренда очков? 

—  Вы смотрели когда-нибудь Гарри Поттера? У Гермионы были часики, возвращающие время назад, мне тоже нужны такие. А если серьезно, мне удобно, что для Luisaviaroma я работаю с 9 утра до 5 вечера, с 5 до 7 я работаю для Bottega Di Sguardi (бутик очков), а для ресторана с 8 вечера. Весь день заполнен, не остается много времени на себя, но на данном этапе жизни я считаю, что это правильно. Пока мы молодые, нам не нужно лечиться, нужно работать. Нужно работать сейчас, чтобы в старости не пришлось. Сейчас то самое время, когда я должна работать на имя, чтобы после, это имя работало на меня. Работа приносит мне большое удовольствие, я даже не чувствую, что работаю.

Нужно работать сейчас, чтобы в старости не пришлось.

Я должна работать на имя, чтобы после это имя работало на меня. 

— Не выгораете ли вы в таком бешенном ритме? 

—  Нет, работа в Luisaviaroma – это все машина. Ты пришел и сделал. Возможно, где-то нужно проявить креатив, но так как это большая компания, многие твои креативные идеи иногда могут и вовсе быть невыслушанными начальством. Оно то в Лондоне, то в Нью-Йорке. И работая напрямую с владельцами Locale, одним из лучших баров в мире, и Bottega, мои идеи услышаны. Это мои каналы креатива. И видя результаты, я заряжаюсь больше, чем выгораю. 

 

— В одном из ваших интервью, вы говорили, что вас никогда не воспитывали как одну из представительниц золотой молодежи, это так?

—  Мои родители всегда нам говорили, что деньги нужно зарабатывать самим. Нас всегда приземляли и ставили на место, говоря, что для того, чтобы выжить нужно какую-то профессию сделать прикладной. С детства моя мама заставила меня отучиться на визажиста. Если нужны какие-то деньги, пойди и сам заработай. Первые деньги в Швейцарии я заработала сама. Во время стрессового трудоустройства я, конечно, хотела, чтобы меня кто-нибудь устроил, помог. Но идя сейчас на работу, я испытываю  большое удовольствие от мысли, что я добилась этого сама. А ведь я стала единственной из пятидесяти студентов, кто нашел работу в Италии. 

 

— Флора, что бы вы посоветовали людям, которые хотят добиться того же, что и вы?

—  Я бы посоветовала то, что всегда советовали мне родители: меньше говори, больше слушай. Если ты самый умный человек в комнате, значит, ты не в той комнате. Всегда нужно уметь выйти из зоны своего комфорта. Если не получается – это только процесс. Всегда борись за то, что ты хочешь. Учи языки. Погружайся в то, что ты хочешь. Не ограничивайся. Если ты работаешь в ресторане, это не значит, что ты шеф. Так и в моде: ты можешь быть и айтишником, и продавцом, и работать на сайте. Просто изучай и погружайся в это.