Чужая профессия: что делать, если родители решают за ребенка?

Фото:freepik.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ажар Камалова

журналист

Не профессия выбирает человека, а человек профессию, говорил когда-то древнегреческий философ Сократ. Однако в современном мире за ребенка нередко этот выбор делают родители. Так будет лучше, считают взрослые. Но стоит ли им вмешиваться и если да, то как? Разберёмся в ситуации.

Проведённый нами опрос показал, что 4 из 10 студентов выбрали профессию не сами, а по рекомендации или настоянию родителей. Остальные выбор сделали самостоятельно. Среди опрошенных – студенты юридических, экономических и медицинских факультетов.

«У меня никогда не было подобного желания»

Томирис Бутешева учится на третьем курсе медицинского университета в городе Алматы. Студентка рассказывает, что в её семье ценится профессия врача. Мама – медик с многолетним стажем. С детства родители убеждали девочку посвятить себя здравоохранению. По их мнению, только в этой сфере можно добиться успеха. Сама Томирис никогда этого не хотела.

«Раньше я считала, что это в силу подросткового максимализма, сейчас же понимаю, что это просто не моё. К большому сожалению, я не вижу себя в этой сфере», – признается студентка.

Помимо перспективы – всю жизнь заниматься нелюбимым делом, Томирис столкнулась с еще одной проблемой. После того, как родители настояли на выборе профессии, отношения с ними у девушки несколько ухудшились.

«Моя обида чувствуется с каждым днем всё больше. Мы часто говорили об этом, но мама предпочитает меня не слышать. Как бы иронично ни звучало, но она стала врачом тоже не по своему желанию. Она сказала, что привыкла и, значит, привыкну и я», – рассказывает Томирис.

Несмотря на то, что девушка не хотела поступать в медицинский, сегодня она старается найти некоторые плюсы. Например, Томирис считает отличным скиллом (навык с англ.) способность ориентироваться в своём теле, возможность оказать себе и окружающим первую помощь. Однако посвятить жизнь практической медицине Томирис пока не готова.

«Я ежедневно задаюсь этим вопросом. У меня были мысли уйти в преподавание, так как это то, что мне действительно нравится. Либо попробовать себя в политике именно в медицинской сфере (министерство здравоохранения). Также есть мысли уйти в науку, генетику, нейробиологию или трансплантологию. В конце концов, медицина даёт много возможностей, за что я ей благодарна», – поделилась девушка.

«Всё было знакомо. Даже смена компаний, не давала нового»

С развитием рынка труда в современном мире понятие «Профессия — это на всю жизнь» становится неактуальным. Жительнице Астаны Эльмире Жашимовой 39 лет, 13 из которых она проработала в сфере инвестиций. Прошла все ступени карьерного роста: от рядового специалиста до руководящих позиций. Сменила несколько компаний, но позже поняла, что работа больше не приносит удовольствия. Так успешный финансист стала стилистом.

«После 35 лет я задумалась, то ли это дело, которым хочу заниматься в будущем? Вначале было интересно, увлекательно. Позже шла по накатанной. Все было знакомо. Даже смена компаний не давала нового. Было тяжело. До сих пор тяжело в каких-то моментах, но я не жалею», – вспоминает Эльмира.

В какой-то момент женщина решилась на перемены. Уволилась с работы, но чем заняться и чему посвятить новый этап своей жизни она поняла не сразу.

«Перерыв был где-то полгода после увольнения с последней компании. Я всегда любила красиво одеваться, считала себя стильной. Во время перерыва, когда я уволилась, увидела в Инстаграме у знакомого стилиста, что он открывает набор на свои курсы. Тогда я загорелась и купила курс «Персональный стилист», – рассказывает женщина.

Эльмира уже 2 года успешно работает персональным стилистом в элитном бутике одежды и продолжает учиться. Она ежедневно проводит консультации клиентов, делает разборы гардеробов, стилизацию фотосессий и помогает правильно подойти к шопингу. Эльмира получила образование финансиста по своему желанию и с поддержкой родителей, но своим примером показывает, что сменить профессию и найти любимое дело можно в любом возрасте. Сегодня она с уверенностью делится советом:

«Не нужно бояться, жизненные обстоятельства быстро меняются, надо пробовать себя».

«Мы взрослые и мы транслируем отношение детей к работе»

Одни знали «кем станут» уже в школьные годы, а другие находят себя только во взрослом возрасте, рассказывает профориентолог Меруерт Мукашева. Эксперт добавила, что в поисках подходящей профессии сейчас чаще взрослые, а не подростки.

Меруерт Мукашева — дипломированный международный эксперт по профориентационному консультированию и карьерный коуч. За годы работы она помогла больше двумстам казахстанцев найти дело по душе.

«Я ребенок 90-х, на примере своих родителей искала работу и поступала в университет, лишь бы был какой-то заработок, там не говорилось про удовольствие. Соответственно, чтобы в будущем у детей не было таких проблем, я считаю, что мы (взрослые) на своем примере должны транслировать детям, что работа может быть в удовольствие», – говорит Меруерт.

Эксперт уверенна, что выбор профессии никак не ограничивается возрастом. Этим вопросом можно задаться в любом возрасте, а главное – в этом нет ничего постыдного.

«Самый возрастной клиент – 45 лет, учитывая, что ко мне приходят клиенты в среднем от 25 до 37 лет. У женщины был запрос: «Оценить, насколько ей подходит её нынешняя работа?» – рассказывает эксперт.

Есть навязанное мнение, если человек часто меняет работу – это несерьезно. И многие клиенты приходят с запросом найти что-то фундаментальное, потому что в обществе принято, чтобы человек всю жизнь занимался одной деятельностью.

Но, возвращаясь к главное теме – «что делать, если родители навязывают профессию?» Меруерт Мукашева рекомендует не закрываться в себе и не отказываться от помощи родителей.

«Взять максимум от сложившейся ситуации, не обесценивать то, что вам сейчас дают. В университетах сейчас очень хорошо прокачивают социальные и другие навыки. А ещё, за год до окончания учебы искать себе работу, и разобраться с тем, где вы можете применить полученные знания», – добавила профориентолог.

Эксперт советует также обсудить желаемую ребенком профессию с родителями. Важно аргументированно объяснить свою позицию, чтобы взрослые понимали важность и актуальность деятельности. Однако лучше вместе с родителями обратиться к профориентологу, чтобы найти компромисс.

Тем не менее, адаптироваться умеют не все, но с появлением доступной психологической помощи и консультаций это можно перенести намного легче.

 

«Продать родителям собственную идею будущего»

Некоторые психологи советуют при выборе сферы деятельности использовать схему «хочу – могу – надо». Когда профессия соответствует интересам человека (хочу), соотносится с его возможностями и способностями (могу) и востребована на рынке труда (надо). Придерживаясь алгоритма, можно получить, что называется, «комбо» – любимую и востребованную работу. Но, это в идеале. Казахстанский психолог Айнур Абжан рассказала, что делать, если «большим планам на жизнь» противостоят интересы родителей.

«Необходимо сходить к семейному психологу и услышать друг друга. В таком случае нужен открытый посредник, который будет сохранять нейтралитет. Каждая из сторон права по-своему, и каждая из них хочет быть услышана», – говорит психолог.

И здесь, по словам психолога важно помнить: родители не хотят навредить. Их вмешательство продиктовано переживаниями за ребенка и желанием помочь. И здесь уже родителям важно не переусердствовать.

«Родители хотят, чтобы ребенок «не пропал» во взрослой жизни, и считают, что единственный способ помочь — навязать «серьезную» или «полезную» профессию. Их можно понять. И тут перед ребенком стоит задача «продать родителям» собственную идею своего будущего. Поделиться ею, возможно, попросить о помощи в каких-то вопросах. Пребывать в позиции «ничего не могу поделать» может стать опасным заигрыванием, которое перерастет в выученную беспомощность. Всегда важно себя спрашивать: окей, это я не могу, а что могу? Поддержка, принятие, отсутствие обесценивания — это условия безопасности для нас. Это база, на которую мы опираемся в детстве и уже во взрослой жизни», – подытожила Айнур Абжан.

Эксперты часто в своих комментариях упоминают такое явление, как Gap year. Распространившаяся на Западе практика годового перерыва между школой и университетом для некоторых школьников стала глотком свежего воздуха. Этот перерыв большинство тратит на поиски себя и развитие недостающих навыков. Это также отличная возможность поговорить с родителями и взвесить все «за» и «против».

Важно помнить, что выбор профессии должен исходить из собственных желаний и способностей. Прислушиваться к мнению и советам родителей нужно, однако окончательное решение принимает ребенок.