Пропащее дело: ежегодно в Казахстане пропадают около 1,5 тыс. человек, 20% из них дети.

Фото: https://ru.freepik.com/

Ануар Ерекешев, Ажар Камалова

В международный день пропажи детей на столбе в центре города приклеена листовка, информирующая прохожих об исчезновении подростка. Глаза на фотографии грустно смотрят на пешеходов, а официальной причины пропажи нет, как и свидетелей…

 

По официальным данным портала органов правовой статистики и специальных учетов Qamqor.kz в Казахстане насчитывается около 2,5 тыс. пропавших взрослых и еще 200 детей. Чаще люди пропадают в Алматинской, Акмолинской и Западно-Казахстанской областях. Следом в антирейтинге Туркестанский и Карагандинский регионы. Шестую строчку делят Костанайская область и ВКО.

Инфографика: MNU NEWSROOM

Нередко в числе пропавших без вести оказываются подростки. Как правило, они уходят из дома из-за проблем в семье. Своими опытом и наблюдениями с нами поделились в Департаменте полиции города Атырау:

«При рассмотрении причин уходов подростков из дома можно выделить следующие причины: 

– семейная обстановка – насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и другие;

– внутренние процессы, происходящие с самим ребенком;

– влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями», — говорится в ответе на наш запрос.

В полиции также добавили, что поиски пропавших людей затягиваются на долгие годы в связи с тем, что на первоначальном этапе розыска со стороны потерпевших даётся недостоверная информация. Также, многие пропавшие без вести, ушедшие из дома, ведут скрытный образ жизни, в связи, с чем розыск занимает долгое время.

Например, в Меркенский РОП ДП Жамбылской области в сентябре 2019 года обратилась гражданка «С», сообщив о том, что ее муж вышел из дома в неизвестном направлении и не вернулся. Два месяца спустя было установлено местонахождение гражданина «С», а в беседе с нами он пояснил, что он находился в соседних областях, работал разнорабочим, и просто не хотел возвращаться домой к жене.

Впрочем, если человек пропал из поля зрения, не всегда проблема заключается в конфликтах с близкими. Зачастую причина в алкоголизме, лудомании и деменции, говорят правоохранители.

Дильназ Айтуарова пропала более 15 лет назад в Карагандинской области. На момент пропажи девочке было всего 5 лет. Официальная причина пропажи – неизвестна. 

Фото: qamqor.gov.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «без вести пропавшие» с юридической точки зрения не совсем корректный, и правильнее говорить «временно отсутствующие», так как по сути человек просто отсутствует в обществе. Первый термин относится исключительно к категории военнослужащих, местонахождение которых неизвестно.

Светлана Алейникова 1976 года рождения пропала 5 лет назад в городе Алматы. Официальная причина пропажи – ушла из дома.

Фото: qamqor.gov.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропадают люди различных социальных групп, возрастов и уровня образования, начиная от маленьких детей и подростков, заканчивая пожилыми людьми, достигших пенсионного возраста. Это представители различных этносов, и пропадают они по всей стране, вне зависимости от региона или города проживания.

Самая частая причина исчезновения это уход из дома (1577), бывают случаи, когда люди пропадают в воде (6) или даже в транспорте (19). Мужчин пропало на данный момент 1643, а женщин 490. Люди, родившиеся после 1990 года, пропадают реже.

Руслан Жуванышев пропал в возрасте 17 лет в Костанайской области. Розыскное дело от 2020 года, официальная причина пропажи – ушел из дома.

Фото: qamqor.gov.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каких-то людей удается найти довольно быстро и вернуть их к привычной жизни, других же не могут обнаружить даже спустя десятилетия. Дети в нашей стране пропадают реже и всего зарегистрировано 42 случая, большая часть из них в  Карагандинской области (9).

И еще статистика от полицейских.  В розыске от 1 до 1000 дней находятся 8 человек, от 1000 до 10000 — 26 человек, от 10000 дней и выше — 6 человек.

Алтын Турмагамбетова пропала 13 лет назад в Мангистауской области в возрасте 17 лет. Официальная причина пропажи девушки – ушла из дома.

Фото: qamqor.gov.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск людей очень сложная и трудоемкая работа, которая требует огромных ресурсов. Дильмира Блац, состоящая в добровольном волонтерском движении Lider, поделилась своим опытом и рассказала, что в работе по поиску без вести пропавших людей используется разный набор навыков и ресурсов: анализ информации, умение работать с картами и местностью, а также навык опрашивать свидетелей и анализировать полученные данные.

Жительница Астаны Жанна Н., мать 12 летней девочки-подростка испытала на себе каково это не знать где твой ребенок. Ситуация в которую она и ее семья попали полностью изменила их жизнь и взгляды на нее.

«Как только я узнала, что дочь ушла из дома без телефона, я не могла найти себе место. Я сразу же побежала искать ее, начала звонить в полицию, хотя я думала, что они откажут, так как не прошло еще 24 часа. Однако, к моему удивлению, сотрудники сказали, что стоит звонить сразу, не ожидая ни минуты. Самым страшным было заполнять анкету ребенка и описывать ее приметы, в тот момент мир ощущался совсем по-другому. Я была очень удивлена оперативной работе полицейских, которые не медлили ни секунды, а предпринимали различные действия, вплоть до вызова кинологов, но к счастью, это обошлось, и дочь вернулась ко мне. Мой совет всем это сразу звонить в полицию, если пропала связь с ребенком»,  — поделилась женщина.

В 2023 году в ЕРДР было зарегистрировано порядка 200 розыскных дел. 599 человек найдены еще на начальном этапе оперативно-розыскных мероприятий. Кто-то пропадает из-за случайных обстоятельств, кому-то просто не нравится его жизнь и он решает сменить обстановку, но некоторые просто теряются, имея не имея шанс найтись.